Ума вагон. «Цифра» завоевывает отрасль

  1. Ни для кого ни секрет, что отрасли, которые в ближайшем будущем не подвергнутся процессам цифровой трансформации, окажутся в аутсайдерах современного мира. Поэтому даже такой аутентичный вид транспорта, как железные дороги, внедряет изменения в своей работе.

Какие инвестиции и какие ИТ-проекты реализуются сейчас в отрасли железнодорожных перевозок? Ключевыми направлениями являются: безопасность перевозок, оптимизация логистики, уменьшение затрат на техобслуживание и ремонт, оптимизация расписания. Эти проекты требуют больших затрат, но эти инвестиции оправданны и срок их окупаемости несколько лет. Россия на данный момент не в лидерах по уровню цифровизации железнодорожных перевозок, однако по скорости изменений Россия как раз в числе лидеров и продолжает их наращивать.

«В РЖД разработана и одобрена долгосрочная комплексная программа «Цифровая железная дорога». Она охватывает самые разные аспекты, в том числе большие данные, промышленный интернет вещей, технологии беспроводной связи и т.д. Отрасль планирует к 2020 году добиться стопроцентной виртуализации документооборота — в 2016 году на грузовых перевозках он составлял около 50 процентов. К 2020 году планируется продавать до 90 процентов билетов в электронном виде, в прошлом году эта доля составляла около 40 процентов», — говорит Кирилл Бутаев, ведущий эксперт по аналитике в реальном секторе SAS Россия/СНГ.

Уровень проникновения и использования инноваций растет быстро и в ближайшие годы, почти наверняка, сохранит темпы роста. Речь идет уже о автономных транспортных средствах, связанных в единую систему, появлении «умных дорог», которые позволят повысить эффективность перевозок и снизить энергопотребление.

Мобильные приложения — пример инноваций внедренных и внедряемых уже сейчас. Пассажир электрички, может не тратить время на приобретение билета в кассах вокзала, а воспользовавшись мобильным приложением, которое считывает данные геотаргетинга, купить билет в момент посадки/поездки или заранее. Для ряда регионов мобильные приложения уже успешно работают, в Петербурге многие жители используют приложение «Пригород». Это лишь простой пример использования приложения в b2c-сфере, потенциал цифровизации как в b2c, так и в b2b-сферах огромен и принесет большие выгоды для лидеров отрасли.

Внедрение новых технологий сопряжено с рядом трудностей. «Из-за высокого уровня операционной нагрузки сотрудников и строгих требований к безопасности даже готовое ИТ-решение может находиться в стадии апробации несколько лет. Низкая скорость ввода ИТ-проектов в эксплуатацию, безусловно, тормозит инновационные процессы в российской железнодорожной отрасли», — говорит Ольга Цыганова, руководитель проектов ИТ-компании CUSTIS.

Много предстоит сделать для сохранения конкурентоспособности как на внутреннем рынке, так и на международной арене: создание единых цифровых платформ в сфере пассажирских перевозок/сервисов и эксплуатации инфраструктуры, роботизированная автоматизация рутинных процессов, переход на безбумажные билеты и бесконтактные системы контроля проезда, в том числе на основе биометрии, создание систем мониторинга вагонов на основе спутниковой связи, систем бесконтактного осмотра и контроля состояния подвижного состава и путей, систем поездного менеджмента, цифровых средств связи и автоматики, систем мультимедиа и видеонаблюдения, интеллектуального климат-контроля и контроля освещения для поездов, систем контроля бдительности машиниста, внедрение BIM-технологий для проектирования и обслуживания инфраструктуры.

Источник новости:
Российская газета — Спецвыпуск №7585 (122)

Подняться наверх