Каким быть ПО для цифрового производства?

В пятницу, 15 ноября 2019 года, в рамках XII Петербургского международного инновационного форума состоялся круглый стол «Информационная инфраструктура предприятия Индустрии 4.0», в ходе которого участники обсудили новые требования к программной составляющей цифрового предприятия.

Мероприятие организовано Консорциумом кораблестроения и морской техники – это объединение ведущих университетов Санкт-Петербурга, осуществляющих подготовку кадров и научные разработки в судостроительной отрасли.

«Главный вопрос – не зачем нужна цифровизация, а почему она стала возможной, — пояснил ректор СПбГМТУ Глеб Туричин. – Не потому что власти так решили, а потому что, во-первых, компьютер дорос – стал большим, мощным и дешевым. Во-вторых, производство доросло – ускорилось и «поумнело». И, в-третьих, «доросли» те, кто умеет считать деньги – поняли, что если сложить первое и второе, то можно заработать. И появилась новая реальность».

Руководитель направления машиностроения SAP СНГ Станислав Слюсарчук показал презентацию «Цифровые технологии – основа четвертой промышленной революции»,

Своим опытом проектирования и создания информационной структуры современного промышленного предприятия поделились эксперты, разработчики ПО и АПП обеспечения цифрового производства в России, технологические партеры СПбГМТУ в реализации проекта «Цифровая верфь».

Дискуссия вышла очень живой, спокойного чтения докладов не получилось: гости активно задавали друг другу вопросы (порой «философские»), спорили по терминологии и приводили различные доводы в пользу того или иного решения. А порой даже делали парадоксальные выводы: «Надо менять бизнес-модель, надо завтракать дома».

Кто-то из спикеров сомневался, полная цифровизация в судостроении возможна (да и нужна ли?). Кто-то уверял, что цифровизация в судостроении уже состоялась, просто Россия к этому не имеет никакого отношения. В качестве примера приводили крупные международные судостроительные компании, которые работают полностью в цифровой среде, благодаря чему лайнер-отель гарантированно строят за 2 года – без цифровых технологий это невозможно. И заказчик начинает продавать билеты еще до того, как судно начнут изготавливать на заводе.

Исполнительный директор ООО «Нева-Технолоджи» Алексей Белозеров предложил участникам «спуститься с небес на землю, вернее на воду, – раз уж мы о судостроении». В своем докладе «Полная цифровизация – неизбежный путь развития судостроения» он представил разработки компании, которые уже применяются в различных сферах промышленного производства, системы, которые могут быть использованы в судостроении, а также «реально растущие сейчас из земли ростки новых цифровых систем, которым мы отчасти являемся свидетелями, а отчасти родителями».

Участникам круглого стола представили и другие примеры цифровых решений, реализованные в проекте СПбГМТУ «Цифровая верфь» (это первый опыт масштабного применения промышленного уклада «Индустрия 4.0» в отечественном судостроении), а также разработки экспертов, помогающие решить связанные с внедрением новых технологий.

Наибольшую активность участников вызвал доклад менеджера по работе с партнерами по России и СНГ компании Dassault Systemes Леонида Иванова об управлении требованиями и необходимости подготовки соответствующих специалистов.

«Проблема управления требованиями требует отдельного заседания, — не выдержал в конце концов модератор круглого стола Алексей Липис, директор ЦИТ «МЁБИУС», заведующий кафедрой вычислительной техники и информационных технологий СПбГМТУ. – Я приглашаю всех заинтересованных на специальное рабочее совещание по этим вопросам – к нам в Морской университет».

Подняться наверх