Ключевые вопросы подготовки кадров для ИТ-компаний

28 ноября подготовку кадров для ИТ-компании обсудили на XI Петербургском международном инновационном форуме.

Обеспечение экономики высококвалифицированными специалистами — один из самых острых вопросов на повестке цифровизации сегодняшнего дня. Он стал основным на сессии «Ключевые вопросы подготовки кадров для ИТ-компаний», которая прошла 28 ноября на XI Петербургском международном инновационном форуме.
В обсуждении участвовали Иван Филиппов, председатель Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга, эксперты в области академического образования: Анатолий Шалыто -профессор, доктор технических наук, заведующий кафедрой «Технологии программирования» ИТМО; Александр Кудаков — директор Высшей инженерной школы Политеха, Андрей Терехов — профессор, доктор физ.-мат. наук, заведующий кафедрой системного программирования СПбГУ, а также представители ИТ-предприятий.
Одной из тем обсуждения стало несоответствие требований работодателя и отрасли к современному профессионалу ИТ-сферы, а так же качество знаний и набор компетенций, которые имеют выпускники большинства вузов России. В настоящее время подготовку программистов осуществляет около 400 вузов страны.
По мнению экспертов, само направление информационных технологий в настоящий момент настолько обширно, что невозможно представить полноценное образование специалистов в рамках одной кафедры. Это связано с активным развитием технологий и ростом сферы применения ИТ, общей цифровизации во всех областях жизни. Так два программиста в рамках одной профессии могут владеть различным набором компетенций, в последние годы специализации становятся все более узкими. Так в одной компании может работать около ста различных специалистов, у которых в трудовой может значится инженер-программист.
Стратегию развития высшего образования предложил Анатолий Шалыто. Он выступил за разделение бакалавриата и магистратуры. При этом бакалавриат – это отлаженный процесс обучения фундаментальным и базовым знаниям профессии, а магистратура – становление специалистом экстра-класса.
— Мы набираем сильных детей. Готовим силами своих выпускников. Готовим классных бакалавров! Мы можем готовить только бакалавров, а дальше только с вашей помощью! – обратился к будущим работодателям, представителям промышленности и бизнеса, Анатолий Шалыто.
— Был великий человек, министр финансов Александр Лифшиц, и он говорил: «Делиться надо!» — подытожил Шалыто.
Профессор, акцентировал внимание на том, что под определенные задачи специализации программистов, возможно создание базовой кафедры с гибкой образовательной программой. Но создание ее возможно только при непосредственном участии инвестора, заинтересованного в получении уникальных специалистов.
Этот подход нашел отклик у присутствующих представителей ИТ-предприятий, которые в свою очередь рассказали о существующей потребности в кадрах с твердыми и системными базовыми знаниями, которые будут проходить дальнейшее обучение под руководством самого предприятия.
Также была высказана идея готовить программистов, как рабочую профессию, в колледжах, но она не получила поддержки у экспертного сообщества ввиду низкого качества среднего образования в целом.
В ходе сессии были рассмотрены и другие аспекты подготовки кадров незаменимых при организации цифровой индустрии. В частности, рассматривалась быстрая смена актуальных компетенций – ежегодно появляются потребности в новых специалистах.
В ходе сессии участники пришли к выводу о необходимости ухода от обобщающей формулировки ИТ-образование, к более узким направлениям подготовки будущих кадров.

Подняться наверх